В Казани, которая славится своей мультикультурностью, имеется больше сотни объектов различных общемировых культов. От католического костёла до грандиозного новодела Кул Шериф.
Но особняком в этом ряду стоят монастыри. Без сомнений, самым известным и посещаемым является Раифский мужской монастырь, который входит в туристические программы всех агентств города.
Но, помимо Раифы в самой Казани и вокруг неё имеется множество менее раскрученных, но не менее интересных храмовых комплексов, достойных посещения как гостями так и жителями города. В серии заметок, стартующей сегодня, будет рассказано про некоторые из них.
А начнём мы с находящейся в самом центре московского района Кизической обители.
В начале т.н. нашей эры на небольшом холме недалеко от Иерусалима римляне недальновидно расправились с сыном плотника, положив начало новому культу, который сразу же стал распространяться по окрестностям. Переносчиками являлись ученики казнённого, которые видя смерить учителя и не обладая подобной силой воли драпанули кто куда.
Один из них, Пётр, добежал до Анатолии, что на территории современной Турции и начал заниматься социальным разложением народных масс опасными проповедями, за что неоднократно получал по шее от языческих властей. Но народ, особенно на окраинах римской империи, с удовольствием проникался идеями загробной райской жизни, видя что в жизни реальной дела идут не так весело.
Занятие это было весьма небезопасное (кто не верит може попробовать, к примеру, пройти сейчас, в XXI веке, крестным ходом по центральной улице Тегерана), за которое башка частенько расставалась с телом. Поэтому, при первых же намёках римского КГБ жители кидались целовать ступни ближайшей статуи Апполона в знак лояльности официальному пантеону.
Но, находились граждане стойко переносившие пытки, гонения и даже принимали смерть лютую с улыбкой и именем Христа на устах. Как, к примеру, девять последователей апостола Петра из анатолийского города Кизик, которые, за подрывную религиозную деятельность и отказ отречься от своего учения были физически уничтожены на закате III века посредством усечения мечом.
А спустя всего 30 лет Константин Великий основал Византию и сделал христианство основной религией Восточной Римской Империи. Мучеников тут же выкопали из безымянной ямы, с почестями преобразовали в святых, а кости объявили мощами, которым надлежало усердно молиться. Ничего не напоминает из новейшей истории России? :)
Спустя почти полторы тысячи лет, некоторые из тех костей оказались в Казани. Их туда привёз из Палестины церковный деятель Стефан, веруя что они помогут в деле избавления Казани от череды страшных эпидемий лихорадки, поразивших город в конце XVII века.
Но ведь кости в чистом поле не свалишь, тут инфраструктуру поклонения нужно организовывать, поэтому было решено построить монастырь в честь святых мучеников кизических, что и было проделано в кратчайшие сроки с 1687 до 1691 годы в трёх верстах от Казани.
Монастырь процветал вплоть до революции 1917 года, после которой воинствующие атеисты большую часть построек снесли, а в оставшихся покоях организовали военный комиссариат. Не пощадили даже местное кладбище, на месте которого, в духе соцреализма, построили дом культуры и разбили парк.
А в конце 90-х всё опять повернулось на 180 градусов и монастырь начали восстанавливать, хотя полный вывод военкомата с территории комплекса завершился лишь в 2006 году.
На момент лета 2011 года монастырь находится в завершающей стадии реставрации, но уже можно зайти на его территорию и лично ознакомиться с ходом работ.
Встречает гостей надвратная церковь, единственное уцелевшее оригинальное строение.
Часовня-новодел, чистенько, но неинтересно.
Внутренний двор монастыря. Особо не развернёшься, шеренги из монахов для поверок строить негде.